Меню

AFlockOfSeagulls 04

 

''A Flock Of Seagulls'' - британская группа "новой волны", образованная в Ливерпуле, Англия, в 1980-м году, парикмахером по имени Майкл Скор (Michael ''Mike'' Score) и его братом Алистером (Alistair ''Ali'' James Score). Группа, в классический состав которой входили также Фрэнк Модсли (Frank Maudsley) и Пол Рейнольдс (Paul Reynolds), получила широкую известность в 1981-м - 1982-м годах благодаря серии хит-синглов: ''I Ran (So Far Away)'', ''Wishing (If I Had a Photograph of You)'', ''The More You Live, The More You Love''. В 1983-м году группа получила "Грэмми" за трек ''D.N.A.'' (из дебютного альбома) в номинации "лучшая инструментальная рок-композиция".

Узнать больше

''A Flock Of Seagulls'' была сформирована в 1980-м. Цирюльник Майк Скор владел в Ливерпуле небольшой парикмахерской, где и встретился со своим коллегой по профессии Фрэнком Модсли. Молодые люди интересовались музыкой и модой, а потому быстро сошлись на этой почве, обнаружили сходство мыслей и устремлений и решили создать ансамбль, благо Майк пел и поигрывал на синтезаторе, а Фрэнк "мучил" бас-гитару. По своей любимой книге "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" писателя Ричарда Баха парни назвались ''A Flock Of Seagulls''. В свободное от работы время репетировали в комнате над парикмахерской Майка, подключив к этому делу младшего брата Скора Али, который играл на ударных и программировал драм-машину. Соответственно, поначалу их вещи звучали в типичном минималистском стиле электронной "новой волны". Однако вскоре возникло желание усилить саунд, и музыканты начали присматривать себе гитариста, для чего поместили объявления в местных ливерпульских газетах. К концу 1980-го года новый участник был окончательно найден - им стал Пол Рейнольдс, который настолько впечатлил Скора и К° на прослушивании, что немедленно был "принят внутрь".

 

Именно с приходом Пола "Чайки" смогли "выковать" свое "фирменное" звучание, отличительным знаком которого стала хрупкость, сочетающаяся с весьма монотонными гитарными риффами, интенсивными аккордами уведенного на второй план синтезатора и умеренным битом ритм-секции. К этому времен, после недолгого экспериментирования, Майк Скор придумал себе ту самую пресловутую прическу, напоминающую крылья чайки, которую и поныне моментально узнают меломаны, покупавшие пластинки и смотревшие "MTV" в начале 80-х.

 

В начале 1981-го, ''A Flock  Of...'' подписывают контракт с небольшой компанией 'Cocteau', которой владел начальник известной английской рок-группы ''Be-Bop Deluxe'' Билл Нельсон (Bill Nelson). Идеи парней понравились ему настолько, что он стал консультировать новичков, а те на его фирме стали записывать свои произведения. Весной уже увидел свет дебютный релиз ансамбля - макси-сингл ''Telecommunication''. Запись, в целом, успеха не имела, но ее заглавная песня, представлявшая собой быстрый механический ритм, гонимый драм-машиной, несколько наложенных на него гитарных аккордов и безэмоциональный вокал Майка, приобрела огромный успех в британских данс-клубах, ориентированных на "новую волну" и "евродиско". Чуть позже ее популярность перекинулась на Америку, и эта вещь в качестве импортного релиза вошла в 'Тор-20' танцевального раздела хит-парада США. А на родине парней в независимом хит-параде оказался изданный ими на фирме Нельсона сингл ''Talking'' (№45).

 

Это уже был "культовый" успех, и группу заметили на довольно крупной записывающей фирме 'Jive'. Перебравшись в Лондон, музыканты подписали с ней контракт, перейдя, таким образом, в профессионалы. Вскоре после чего были направлены за океан во всеамериканское турне, но не в качестве хедлайнеров, а в роли "поддерживающей группы" у более крупных "звезд" - ансамбля ''Squeeze''. Предполагался короткий визит, однако он растянулся аж на семимесячные гастроли, во время которых парни отыграли огромное количество концертов перед неизменно огромными аудиториями. Особенную помощь в продвижении группы оказывала известная американская радиостанция 'Live 105'.

 

По окончании гастролей, весной 1982-го года, музыканты отправились в студию, из которой в мае вышли с безымянным дебютным альбомом. Упорная работа в концертных аудиториях и в студии принесла свои плоды - пилотный сингл, композиция ''I Ran (So Far Away)'', с эклектичным и интроспективным звучанием, в которой вокалист рассказал о том, как был похищен НЛО, пошла на "ура". "Жесткая ротация" на 'MTV' отличного видеоролика под сингл и широкое распространение песни на радиостанциях и в танцевальных клубах - все это принесло просто-таки ошеломляющие результаты: вещь оккупировала американские 'Тор-10'. В главном поп-разделе списков журнала 'Billboard', ''I Ran'' достигла 9 строчки, в танцевальном чарте была 8-й, в разделе "мэйнстрим-рок" дошла до 3-го места, кроме того, оказалась в "десятке" самых "горячих" песен на радио. Такой успех агрессивного "поп-рока" ''A Flock...'' явился одним из признаков начала нового этапа "британского вторжения" на американский рынок.

 

Но что там "Тор-10" США! В Австралии песня две недели возглавляла хит-парады и стала четырехсотым чарттоппером в истории этой страны! Более того, песня смогла пролезть в число тридцати самых успешных хитов года, где уместилась на 29-й строке.

 

Видеоклип песни, по тем временам, был вполне оригинальным: музыканты со своими колоритными прическами и в ярких костюмах исполняют песню в комнате, покрытой алюминиевой фольгой с пола до потолка. Причем можно увидеть, как в этой фольге отражаются съемочные камеры… Шедевр малобюджетного клипмейкерства!

 

Мощный успех сингла вывел в американскую "десятку" и альбом. Он резко отличался от прочих дисков "синтипоп"-направления, благодаря оригинальному гитарному стилю Рейнольдса. ''I Ran'' в американском издании открывает альбом и абсолютно очевидно, что это песня заслоняет все прочие его композиции. Однако сие не значит, что они не заслуживают внимания. Наоборот - вся программа приятна и "слушабельна" в целом, ее звучание характеризуют мощные и четкие ритмы барабанов, различные выразительные студийные ухищрения, изобилие сгенерированных синтезатором струнных и плотные, но в то же время прозрачные гитарные текстуры. Бесспорно, звучание было если не оригинальным (совершенно очевидно влияние, например, ''Ultravox''), то, как минимум, свежим и успех группы нельзя назвать незаслуженным.

 

Все эти достоинства смогли вполне затенить недостатки песен - прежде всего, невыразительную и пустую лирику (преимущественно на тему "любви в космическую эру", сдобренную научно-фантастическим антуражем), а также концептуальную ограниченность творческого кредо. Выделять какие-то особенно успешные песни вряд ли стоит, так как общее звучание у них одно, но особое внимание можно обратить на композицию ''D.N.A.'', принесшую группе премию 'Grammy' в номинации "лучшая инструментальная рок-композиция года", и второй хит с альбома - ''Space Age Love Song''.

 

Кстати, журнал ''Trouser Press'' впоследствии не без удивления отмечал то, что, несмотря на изобилие в Ливерпуле конца 70-х - начала 80-х кучи талантливых и новаторских групп, именно ''A Flock Of Seagulls'' первыми удостоились за океаном "золотых" дисков.

 

flockofseagulls

 

Однако широкое признание за океаном совсем не означало, что соотечественники Скора и К° столь же быстро падут перед их прелестями. Cкорее наоборот - поначалу их будто демонстративно не замечали. К ''I Ran'' отнеслись как-то без энтузиазма, хотя песня и поднялась до 43-й позиции, оригинальная прическа Майка, на "ура" принятая за океаном, сделала его объектом злобных нападок британской прессы, а то, что наши герои стали "звездами" в США раньше, чем на родине, заставило журналистов исходить желчью, если не ненавистью. Однако настойчивость музыкантов помогла им пробиться сквозь стену непонимания, когда летом 1982-го был издан новый сингл коллектива "Space Age Love Song" ("Любовная песнь космической эры" - практически текстовая концепция ансамбля в тот период). Он пришелся по душе больше на радио, нежели на ТВ, что, впрочем, не помешало ему стать хитом - впервые группа проникла в британский 'Тор-40' на 34 позицию. В Америке результат сингла оказался немного лучше - №30. Альбом тем временем дошел до 32-го места британского списка.

 

Последовали дальнейшие гастроли за океаном, а в самом конце 1982-го года вышел первый сингл с их нового альбома - ''Wishing (If I Had a Photograph of You)''. Майк Скор написал эту вещь после своего неудачного свидания с некоей дамой и эмоциональная лирика песни, подкрепленная современным звучанием ее музыки, помогла ''A Flock Of...'' растопить, в конце концов, сердца своих соотечественников. Песня приобрела широкомасштабный успех на островах, где дошла до 10-й строки хит-парада, а также оказалась довольно популярна в США, где стала 26-й (№3 в списке "мэйнстрим-рок"). Изобретательный видеоролик под "Wishing", демонстрирующий Майка, желающего получить чью-то фотографию, снова попал в обойму 'MTV', крутившего его беспрестанно. Помимо двух главных музыкальных держав, "Wishing" приобрела известность в Германии, Бельгии, Южной Африке, Канаде и Австралии.

 

Выпуск весной 1983-го лонгплея "Listen" обозначил для парней поворот к успеху на родине, ведь альбом поднялся уже на 16-ю позицию в чартах, однако ровно тот же результат в США означал успех весьма умеренный. Как показали дальнейшие события, группа не сумела развить и приумножить свои достижения 1982-го, что и стало началом ее медленной "смерти".

 

Все вышесказанное, опять же, не означает, что альбом представлял собой нечто некачественное - скорее наоборот: по сравнению с дебютом здесь наблюдались даже определенные улучшения. Продолжилось сотрудничество с продюсером Майком Хоулеттом (Mike Howlett), Скор-старший, обеспечивавший группу текстами, отошел от грешивших наивностью научно-фантастических тем, которые вызывали особые насмешки критиков и стал писать чуть более серьезные, интроспективные тексты - как, например, для мрачной и жутковатой ''Nightmares''. Впрочем, иногда автора явно заносило в бесконечное повторение названия (например, в "What Am I Supposed To Do?"), что явно портило вполне обещающий в музыкальном плане номер.

 

В звучании больший акцент был сделан на электронике, что обусловило заметно более стерильный его характер, однако грамотное применение студийных спецэффектов, которое  и ранее спасало команду, не подвело и здесь. Присутствовала на альбоме инструментальная композиция ''2.30'', хотя 'Grammy' ей на этот раз не досталась. В целом, можно выделить несколько действительно получившихся вещей: в первую очередь - настоящий бриллиант альбома ''Wishing'', уже названную ранее ''Nightmares'', эффектную балладу ''Transfer Affection'', двигательную ''The Traveler'' и закрывающую ''(It`s Not Me) Talking'' - спродюсированную Биллом Нельсоном великолепную композицию, своим текстом про пришельцев и общим футуристическим звучанием отсылающую к атмосфере дебютника. Короче, если альбом и не был цельным шедевром, то представил публике несколько действительно великолепных вещей и, в целом, может считаться скорее успехом.

 

Однако надежды на то, что с прорывом ''Wishing'' в Великобритании для ''A Flock Of Seagulls'' начнется долгая плодотворная хитмейкерская карьера на международном уровне, прямо скажем, не оправдались: на протяжении 1983-го чуваки выпустили несколько синглов, однако ни один из них не попал в американские чарты, а Британия реагировала как-то странно. Судите сами: ''Nightmares'' - №53, ''Transfer Affection'' - №38, ''(It`s Not Me) Talking'' - №78. Вообще, стоит сразу заметить, что и в последующие годы хит-сингла, равного ''I Ran'' или ''Wishing'', не появилось. Впрочем, сохранявшийся пока еще за парнями "звездный" статус позволил им летом 1983-го года принять участие в знаменитом 'US Festival', где они битый час выступали перед аудиторией в несколько сотен тысяч человек.

 

На выпущенной в 1984-м пластинке ''The Story Of A Young Heart'' звучание ансамбля стало более экономным и упорядоченным - его моделью оказался хит-сингл ''Wishing''. При помощи продюсера Стива Ловелла (Steve Lovell) "Чайки" попытались осовременить свой саунд: откровенно механистичное настроение сменилось легким и гладким "европоп"-уклоном. На первой стороне диска музыканты продемонстрировали свое умение делать мечтательную и романтическую музыку, а вещи со второй стороны - уже более резкие, наполненные депрессивной атмосферой. Лирика стала более рефлексивной, затрагивала порой достаточно серьезные темы: вплоть до самоубийства.

 

Однако критики отнеслись к новому продукту почти без энтузиазма. По мнению 'Trouser Press', романтические баллады с первой стороны получились вязкими, бесхарактерными и невыразительными, а "роковые" песни второй стороны хотя и являются "лучшими из худшего", но не вытягивают неинтересную и, в целом, слабую запись.

 

Другие критики указывали на то, что более мягкий саунд высвечивает вокальные недостатки Майка Скора: его монотонному голосу не удается наполнить песни альбома ни теплотой, ни чувственностью. Это не значит, что на альбоме не нашлось места хорошим композициям, однако они удавались еще более, если звучали с отсылкой к настроению дебюта, как, например, ''Over My Head'' и ''Heart Of Steel''. ''Remember David'' и ''Never Again'' также воскрешают в памяти былые дни их "мощи и славы". Однако в целом было ясно, что группа явно испытывает трудности с идеями для музыки и актуальностью своего звучания. 'Trouser Press': "Эта пластинка - тщетная попытка артистического взросления, амбиция, не подкрепленная реальными возможностями".

 

Хит-парадные показатели ''A Flock...'' за 1984-й, как кажется, подтверждают это утверждение. Дебютный сингл с альбома - ''The More You Live, The More You Love'' сам по себе оказался вполне "на уровне", однако в контексте тогдашней поп-музыки смотрелся и слушался достаточно невыразительным и "проходным". Это был последний хит ансамбля - №17 в Нидерландах, №26 в Британии и №54 в США. Альбом в Британии занял 30-ю позицию, а вот в США полностью опозорился со своей 67-й строкой в чартах.

 

Будто предчувствуя дальнейший закат группы (и не желая принимать в нем участия), осенью 1984-го состав покинул Пол Рейнольдс. На этом, как говорится, "волшебство закончилось" и началась медленная агония. Состав на протяжении 1985-го пополнили: клавишник Крис Криссафис (Chris Chryssaphis) и гитарист Гари Стидман (Gary Steadman) (до того он выступал в составе ''Classix Nouveaux''), Майк Скор полностью переключился на вокал. Затем ''A Flock Of Seagulls'', в составе только братьев Скор и басиста Модсли, переехали в Филадельфию и с горем пополам записали свой четвертый (но не последний!) альбом ''Dream Come True''.

 

К этому времени ситуация на мировой сцене поменялась разительно. "Синтипоп" вышел из моды, везде (даже в Британии), возник ориентир на более "естественный", нередко гитарный звук, а американизированная попса начала стремительно заполнять хит-парады по всему миру. Решили американизироваться и ''A Flock Of Seagulls''. Представленный ими на новом альбоме материал оказался коллекцией простеньких и удобных для слушания романтических номеров, наполненных влияниями "белого соула" и такого же "белого" фанка. Весь материал написал (при участии остальных музыкантов группы) и спродюсировал Майк Скор (в некоторых треках в студийной работе ему помогал продюсер Wayne Brathwaite), однако изо всей программы удался лишь один номер - пилотный сингл с альбома ''Heartbeat (Like a Drum)''. Остальные же песни были безжизненными студийными произведениями, наполненными звучанием компьютеров ('Fairlight' и др.), женскими соул-подпевками и грохочущими ударными. Своим общим качеством этот альбом уступал предыдущему, не говоря уж о ранних пластинках.

 

Вязкий саунд, абсолютно пустая лирика и полное отсутствие каких-либо идей оттолкнули от группы не только и без того не особо жаловавших ее критиков, но и тех немногих фанатов ее, которые еще пытались поддерживать своих любимых исполнителей. Как результат, ни альбом, ни взятые с него синглы не попали в чарты почти нигде (небольшим исключением явился ''Who's That Girl (She's Got It)'' - дотянувшийся до №66 в Великобритании). Вскоре после этого, в конце 1986-го, было объявлено о роспуске ансамбля...

 

(Материал из вики-статьи сайта 'last.fm', собств. ред.)