Меню

Группу образовал в середине 1980-х годов родоначальник омского панк-рока бас-гитарист Александр Клипов (Иван Морг / Ivan Morgue, 19.10.1963 – 12.07.1999). Свое название проект получил по одноименной композиции британской новоромантической группы Ultravox.

 

Александр один из первых представителей омского андеграунда еще в конце 70-х годов понял концепцию панк-рока и новой волны и принял её за основу своего музыкального творчества. Первая группа Морга имела характерное название: «Аполлоники и Зловещий Бог Панков», где в числе участников были Константин «Кузя Уо» Рябинов (в последствии «Гражданская Оборона») и Валерий Каминский (в последствии «ДСП»). Далее у Александра было несколько полумифических проектов, в том числе «Западъ» – совместный с Егором Летовым (в последствии «Посев» и «Гражданская Оборона»).

 

В середине 80-х годов, в период репрессий против омского рока, Александра Клипова, несмотря на непригодность по зрению, призывают в армию, где он знакомится с земляком, будущим участником группы, Максимом Стрелковым. Вернувшись в Омск в 1987 году, Александр организует новую группу, получившую название «Ivan Morgue & the New Europeans» / «Иван Морг и Новые Европейцы».

 

До 1991 года состав «Новых Европейцев» постоянно менялся. В это время ее участниками были такие музыканты, как: Валерий Каминский, Максим Стрелков, Стас Шульгин, Сергей Кутейников, Андрей «Blackheart» Соркин. Наиболее удачным событием на этом этапе существования группы было выступление в ноябре 1988 года в городском Дворце пионеров с программой «Летающий гроб». Известными композициями этого периода были «Летающий гроб», «Мокрая газета», «Ты вчера ко мне пришла», «Крысоловка». Стиль этого периода можно охарактеризовать как омская версия британского панка. Фактически группа была родоначальником панк-музыки в Омске.

 

Автор проекта Александр Клипов может считаться самым влиятельным идеологом Новой Волны в Омске, воспитавшим не одно поколение музыкантов. Творческая среда, созданная им, на основе аналитического изучения и восприятия эстетики новой волны, за годы существования группы повлияла на всех основных омских исполнителей того времени и вызвала творческий взрыв на омской музыкальной сцене. Качественным отличием метода, примененного Александром Клиповым в формировании и воспитании окружающей его среды, прежде всего была установка на интеллектуальную составляющую музыкального творчества, разработка и внедрение в музыкальный процесс метода критического анализа. Это позволяло не только изучать все разновидности музыкальных аранжировок музыки новой волны, но и применять их в создании собственных музыкальных композиций и достигать богатого полифонического звучания.

Тем не менее, первый период существования группы был скорее экспериментальным. Группа приобрела культовый статус, но не была известна широким кругам слушателей. Кардинальные перемены произошли с приходом в 1991 году в группу другого музыканта омского андеграунда – Юрия Куприянова. К началу своей работы в группе он входил в музыкальное сообщество, концентрировавшееся вокруг группы «Пик Клаксон» и уже записал три сольных магнитоальбома, один из которых – «Безумные мысли» – получил широкое распространение на аудиокассетах в омских андеграундных кругах. Уже в 1989 году на его счету были такие потенциальные хиты как «Черный четверг» и «Безумные мысли». Поводом для создания ставшего классическим состава группы «Новые Европейцы» стал проводимый по инициативе Сергея Скворцова и Сергея Синицына фестиваль «Рок-окраина – 91». За четыре дня до фестиваля Александром Клиповым (Ivan Morgue – бас-гитара) был собран новый состав, в который вошли Юрий Куприянов (George Cooper) – вокал, гитара, Михаил Немизанский (Micky Zepp) – гитара, Дмитрий Магонов (Jimmy McGonn) – саксофон, Александр Лукин (Alex Bird) – ударные. Была подготовлена программа выступления из шести композиций, пять из которых были взяты из последнего сольного альбома Юрия Куприянова «Индустриальные звезды».

 

Фестиваль прошел в ДК завода кислородного машиностроения. Участвовали девять омских групп. На фестивале также выступили гости из Томска, Челябинска и Кургана. В критическом обзоре музыкального мероприятия в газете «Омская правда» было отмечено: «Гости смотрелись несколько скромно и архаично. Лидировала, безусловно, группа «Новые Европейцы», которая продемонстрировала необычную музыкальную стилистику и новаторский подход к року». Победа в фестивале сделала «Новых Европейцев» лидером Омской музыкальной сцены. От рок-клуба группа выступила на престижном музыкальном концерте в Славгороде, а в студии Омского радио в дни ГКЧП (19-21 августа 1991 года) был записан первый студийный магнитоальбом группы «Wellcome Back» с шестью композициями: «Ты остался один», «Разбей меня», «Черный четверг», «Индустриальные звезды», «Когда вечер бел», автор – Юрий Куприянов, и «Мокрая газета» из старого репертуара, авторы – Иван Морг и Константин Рябинов, музыкальный ряд сочинен и аранжирован музыкантами группы.

 

Стилистика группы изменилась под воздействием музыкального и поэтического вклада Юрия Куприянова, который принес в творчество группы пост-панк и новую романтику, и смог обогатить музыкальное творчество группы оригинальной поэзией, уходящей корнями в английскую и французскую поэзию XIX века. Композиции группы стали более интересными по музыкальному и текстовому материалу, что расширило слушательскую аудиторию группы.

 

В ноябре 1991 года в группу возвращаются Максим Стрелков (Max Keller) и Сергей Кутейников (Serge Cooteynikoff), постоянным звукорежиссером становится Владимир Маловечкин, и группа приступает к сочинению нового материала. Альбом, записанный в феврале 1992 года на студии Омского радио звукорежиссером Александром Муравицким, был уже полноценным 45-минутным: дополнительно к шести переаранжированным композициям предыдущего альбома были записаны восемь новых песен (автор – Юрий Куприянов), которые составили так называемую «светлую сторону». Сам альбом получил название «Light In The Dark». Презентация альбома состоялась 2 апреля 1992 года в доме культуры «Молодежный». Несмотря на то, что впервые в истории омской музыки это был сольный концерт местной группы, и билеты были платными, выступление прошло с аншлагом. Все места были заполнены, зрители сидели и стояли в проходах. Шоу, которое снималось телевидением, включало в себя мощное театрализованное представление с театром теней и спускающимися с потолка мистериозными фигурами. После презентации стало ясно, что «Новые европейцы» по популярности группа № 1 в Омске.

 

Музыкальный материал коллектива не вписывался не только в сложившуюся эстетику музыкальной жизни Омска, но и был новаторским для музыкальной сцены страны. Естественно, что музыкальные амбиции группы распространялись и на мировую музыку. В результате пересылки второго альбома в Англию и Америку были установлены контакты с музыкальными фирмами грамзаписи: London Records и Frantic Records, которые проявили интерес к полученному музыкальному материалу и выразили желание следить за дальнейшим творчеством группы при условии англоязычного исполнения.

 

Это привело к тому, что в июне 1992 года «Новые Европейцы» начали запись англоязычного альбома «Invasion», который включил в себя восемь новых композиций (автор – Юрий Куприянов, аранжировка группы). Запись была завершена в августе этого же года на студии «Пирамида» (звукорежиссер – Игорь Фауст). Группа достигла нового качества звучания и мастерства. Записанный материал позиционировался на уровне классических альбомов английского пост-панка 1980-х гг. и творчества групп «новой гитарной волны» начала 90-х гг. Однако творческие и личностные разногласия в группе привели к уходу из нее Александра Лукина (сентябрь 1992 года) и Юрия Куприянова (октябрь 1992 года), которые в сентябре 1993 году организовали группу Köln.

 

После ухода Куприянова оставшаяся часть группы, взяв на вакантное место вокалистку, предприняла попытку удержать достигнутые позиции. Однако эксперимент был признан неудачным и не получил продолжения. Вместе с вокалисткой группу покинул Дмитрий Магонов, в последствии вошедший в состав Köln'а. В группу на вокал был принят Вадим Алыпов, Лукина на ударных сменил Алексей Иванов, а Павел Рябов стал вторым клавишником. В новом формате «Новые Европейцы» выступили на сборном концерте в ДК им. Малунцева («Нефтяник») 28 декабря 1993 года, там же состоялся дебют новой группы Юрия Куприянова – Köln. Несмотря на то, что оба выступления вряд ли можно было назвать удачными, заявка на будущее у Köln'а получилось более убедительной. По разным причинам, но уже в начале 1994 года новые музыканты покинули состав «Новых Европейцев», а группа отошла от репетиций и выступлений.

 

Возрождение произошло в 1995 году, когда трое основных музыкантов – Александр Клипов, Михаил Немизанский и Максим Стрелков – объединились для записи на студии «Пирамида-Арт» нового альбома «Rock Mit Uns». Вокальные партии исполнили Немизанский и в трех песнях Клипов, партии ударных программировались на синтезаторе. Запись делалась с целью официального издания полноценного компакт-диска в условиях новой российской реальности. Однако очевидное желание угодить потенциальным слушателям не позволило группе расширить свою аудиторию и издать материал, а отсутствие характерной концептуальности вызвало претензии у старых поклонников. Альбом оказался интересен в основном тем, что кроме нескольких новых песен, на нем присутствовал материал из предыдущего творчества «Новых Европейцев» и Ивана Морга, куда вошли старые вещи, в том числе «Ночь», написанная им вместе с Егором Летовым.

 

Несмотря на недостигнутый успех с выпуском альбома, возрождение группы привлекло к себе внимание, и осенью 1996 года привело к вливанию в состав Петра Бочкарева (вокал, автор песен) и Евгения Шимпфа (гитара) – музыкантов из только что распавшейся группы «Парадный Вход», которая в последней своей программе исполняла материал идейно близкий «Новым Европейцам». В это же время в группу возвращается Дмитрий Магонов из тогда же распавшейся группы Köln. Фактически был собран перспективный и лучший после 1992 года состав группы. Музыканты начали работу над старым и новым (автор Петр Бочкарев) материалом.

 

В том же году Александр Клипов знакомится с певицей из омской хиппи-тусовки Ольгой Истикайт, сыгравшей в последствии разрушительную роль в судьбе группы и роковую в судьбе самого Морга. Незадолго до этого знакомства коллектив Ольги «Финансовый бюллетень» распался, и через Клипова она обратилась к «Новым Европейцам» выступить в роли инструментальной поддержки для записи своих песен. Несмотря на эстетическую противоположность творчества певицы, музыкантами были отобраны четыре песни из ее репертуара. Запись была обозначена как «Ольга Истикайт и Новые Европейцы».

 

В этот период времени Александр, впавший в оккультный мистицизм, попадает под влияние Ольги, которая требует включения ее в состав группы. После однозначного отказа музыкантов принять певицу в коллектив Морг уходит из «Новых Европейцев», что привело к спорам об использовании названия группы. Но так или иначе, совместному творческому проекту Истикайт и Морга не удалось сложиться, а итогом их совместной жизни стала ссора, в результате которой Ольга нанесла Александру несколько ножевых ударов в спину, после чего тот скончался (12 июля 1999 г.)

 

Оставшись без Александра Клипова, музыканты продолжили работу над материалом, в составе: Петр Бочкарев (вокал), Михаил «Zepp» Немизанский (гитара), Евгений «Steeler» Шимпф (гитара), Макс «Keller» Стрелков (клавишные), Дмитрий «McGone» Магонов (саксофон, гитара), Дмитрий Цой (бас-гитара). Новый материал лег в основу альбома «Молот любви». Несмотря на то, что альбом был ожидаемым, и на омском телевидении были сняты клипы на две песни, группа приближалась к своему распаду, что отразилось на итоговом качестве записи. Работа над альбомом была закончена в начале 1999 года, к этому времени «Новые Европейцы» распались окончательно…