Меню

aha 85

 

''A-ha'' (стилизованно: ''a-ha'') - норвежская группа, которую образовали в 1982-м году три музыканта из Осло (Oslo): клавишник Магне Фурухолмен (Magne Furuholmen), гитарист Пол Ваактар (Pål Waaktaar) и вокалист Мортен Харкет (Morten Harket). Группа получила известность в середине 1980-х, после того, как на нее обратил внимание музыкант и продюсер Джон Рэтклифф (John Ratcliff), а в 1990-х и 2000-х продолжила свой всемирный успех.

Узнать больше

Будущие участники группы Пол Ваактар и Магне Фурухолмен начали играть ещё в юности, когда им было десять и двенадцать лет, соответственно. Они играли в различных коллективах, пока в 1976-м году они не решили собрать собственную группу, назвав её «Bridges». К ним присоединились Вигго Бонди (Viggo Bondi) и Квестин Йеванорд (Qystein Jevanord). Когда на их пути впервые встретился будущий лидер-вокалист «a-ha» Мортен Харкет, он был всего лишь одним из посетителей концертов группы «Bridges». Ему понравилась музыка, и он познакомился с Вигго, а затем и с остальными участниками. После очередного выступления «Bridges», он возвращался домой вместе с Магне и у них состоялся достаточно продолжительный и откровенный разговор, во время которого выяснилось, что у них много общего — жизненная философия, творческие взгляды. В то время Мортен пел в группе «Soldier Blue». В 1980-м году у «Bridges» вышел альбом «Fakkeltog», который успеха не имел.

 

Магне был наслышал о Мортене и знал, что тот хороший вокалист. Но прошло ещё немало времени, прежде, чем он связался с Мортеном и предложил присоединиться к ним. К тому времени Пол и Магне уже выросли из рамок «Bridges», их уже не устраивали выступления на школьных вечеринках и т. п. Они хотели уехать в Англию, а остальные участники группы — нет. Они предложили отправиться с ними и Мортену, но тот был доволен тем, что имел и тоже отказался.

 

В 1982-м году Пол и Магне вдвоём отправились в Лондон, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру. Пробыв в столице Великобритании восемь месяцев, они, потратив все свои сбережения, разочарованные вернулись на родину.

 

В сентябре 1982-го года они вновь предложили Мортену присоединиться к ним в качестве вокалиста и тот, наконец, согласился. Дома у родителей Пола молодые люди записали несколько демо. Придумано было и новое, краткое, лёгкое и запоминающееся имя для группы — «a-ha». На самом деле это было названием для очередной песни и Пол выбирал между «a-ha» и «a-hem». Мортен случайно заглянул в записную книжку Пола и, увидев слово «a-ha», сказал: «Это чудесное название. Это именно то, как мы должны называться сами!»

 

Теперь они отправились в Лондон втроём. Но и на этот раз у них все складывалось совсем не так, как ожидалось. Они обзванивали студии, рассылали свои кассеты и начало вроде было обнадёживающим. Они встретились с представителями «Decca Record Company», которые сказали, что музыка неплоха, однако никакого договора не предложили. А вот представителей издательства «Lionheart» их музыка вроде бы заинтересовала всерьёз. Но все же дела пошли не то, чтобы не совсем гладко, а скорее плохо. Кончилось тем, что в целях экономии средств, даже для того, чтобы воспользоваться ванной комнатой, приходилось выкручивать лампочку в гостиной. И ребятам опять пришлось вернуться в Норвегию, чтобы заработать немного денег. По возвращении было решено прекратить сотрудничество с «Lionheart». 

 

Тройка решила переписать свои демо-ленты и арендовала на последние деньги неплохую студию звукозаписи, в которой их все устроило. Владельцем студии был Джон Рэтклифф (John Ratcliff). За пять дней они смогли записать только две песни, но когда Джон услышал их, он был впечатлён результатом. Он связался со своим знакомым Терри Слейтером (Terry Slater), у которого имелись связи в музыкальном мире. Так, у ''a-ha'', наконец, появились свои менеджеры, которые и сдвинули дело с мёртвой точки.

 

Представив записи на отделение лейбла 'Warner' в конце 1983-го года, группа добилась контракта — менеджеры сразу же увидели в «a-ha» большой потенциал. В студии появился продюсер Тони Менсфилд (Tony Mansfield). Работа, однако, продвигалась медленно, но наконец, был записан и издан первый сингл — «Take on Me». Результатом стал полный провал. Однако компанию 'Warner' это не смутило. Терри Слейтер уговорил еще одного продюсера — Алана Тарни (Alan Tarney) взяться за «Take on Me». Перемикшированная версия, которая вошла в итоге в дебютный альбом, вновь не оправдала надежд, однако и это не остановило 'Warner': третье издание «Take on Me», совместно с новым и инновационным видеоклипом, продемонстрировали силу вокала Харкета и потенциал самой группы.

 

В итоге сингл, уже дважды занимавший ведущие позиции в норвежских чартах, стал на родине №1, а также попал в чарты других стран, заняв в Великобритании вторую строчку, а в Соединённых Штатах — первую. Суммарно, в 36 странах он стал первым. Другим большим хитом стала песня «The Sun Always Shines on T.V.».

 

Дебютный альбом ''a-ha'' «Hunting High and Low» (1985) прочно оккупировал 'Top 10' и получил премию «Spellemannsprisen» (норвежский аналог 'Grammy'). В записи этого и последующих альбомов ''a-ha'' помогали приглашённые музыканты. Популярности группы очень способствовали клипы (''a-ha'' сразу же заинтересовалось 'MTV'), полные интересных визуальных находок. В 1986-м году песня «The Sun Always Shines on T.V.» стала хитом № 1 в Англии. Группа была номинирована на премию 'Grammy' в нескольких номинациях и выиграла в категории «Лучшее видео», а в категории «Лучший новый артист» уступила место певице Шадэ (Sade). В том же году ''a-ha'' отправились в свой первый мировой тур. «Hunting High and Low» стал одним из самых продаваемых альбомов 1986-го года.

 

4970234089 78a7e5dd1e b

 

В октябре 1986-го музыканты представили на суд публики свой второй альбом «Scoundrel Days», который был принят очень горячо. Наибольшей известности добились такие композиции, как «Swing of Things» и «I’ve Been Losing You».

 

В 1987-м году Полу Ваактару предложили сочинить тему для очередного фильма о Джеймсе Бонде. Так на свет появилась «The Living Daylights», ремикс на которую вошёл в третий альбом группы «Stay on These Roads», который увидел свет в мае 1988-го. Успех этого диска превзошел достижения предыдущих: целых пять песен из десяти попали в 'Top-20', а сам альбом занял вторую строчку в британском чарте. Группа отправилась в мировое турне по 74-м городам. Альбом разошелся 4-миллионным тиражом.

 

После выпуска альбома музыканты решили проявить себя в других видах искусства. В 1987-м году Мортен попробовался в роли киноактёра: он снялся в небольшой роли и спел заглавную песню в фильме «Kamilla og tyven», который был показан в норвежских кинотеатрах. В 1989-м году Магне решил обнародовать ещё один свой талант — художника. Он выставил свои картины в галерее города Ставангера (Stavanger) в Норвегии и получил хорошие отзывы критики.

 

В 1990-м году свет увидел четвёртый альбом группы — «East of the Sun, West of the Moon», который многие поклонники считают лучшим произведением ''a-ha'', хотя на волне новых веяний ("хаус", "мэдчестер" и т. д.) он показался несколько «немодным». На пластинке особенно выделялась первая композиция — кавер-версия прославленной песни из репертуара ''Everly Brothers'' «Crying In The Rain». Сами музыканты почувствовали необходимость взять тайм-аут и отложили на несколько месяцев гастрольный тур, который в итоге стал самым успешным туром в истории группы. Особый успех пришёлся на Южную Америку, где на 20 их концертов пришло более 1 млн зрителей. А на одном из концертов в Рио группа побила рекорд посещаемости. ''a-ha'' занесены в книгу рекордов Гиннеса, как группа, концерт которой собрал наибольшую аудиторию — 196 000 человек (Бразилия, стадион Маракана, 1991 год). В том же, 1991-м году группа издала сборник хитов «Headlines and Deadlines», а также усиленно гастролировала, в том числе посетив Бразилию и выступив на фестивале «Rock In Rio» (по материалам тура был выпущен видеосборник «Live In South America»). Вновь побывать в Бразилии группе довелось уже в 1992-м. Также Пол женится на своей давней любви Лорин Савой и добавляет к своей фамилии её, став, таким образом Полом Ваактар-Савой (Pål Waaktaar-Savoy).

 

В 1993-м году команда выпустила свой пятый альбом — «Memorial Beach», единственной известной вещью из которого стала «Move To Memphis». Диск коммерческого успеха не имел: одни сочли его слишком мрачным, другие — чересчур авангардистским, третьи — откровенно слабым. При этом английский журнал 'Q' назвал Пола Ваактар-Савоя одним из наиболее выдающихся песенных композиторов в современной музыке. Мортен Харкет начал работать над собственным проектом «Poetenes Evangelium». Выпуск сингла «Shapes That Go Together» (1994) поставил точку на определённом этапе творчества группы. Начали возникать конфликты внутри коллектива, также появились и разногласия со звукозаписывающей компанией. ''a-ha'' отыграли на фестивале «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, а затем Пол, Мортен и Магне занялись собственными делами. Магне стал уделять основное внимание живописи и скульптуре, устраивая выставки в престижных музеях; кроме того, в 1994 году он со своим другом Кьетилом Беркестрандом (Kjetil Bjerkestrand) записал инструментальный саундтрек-альбом к фильму «Ten Knives In The Heart» (в последующие годы они вместе издали ещё два альбома). Мортен Харкет в 1995-м году записал второй сольный альбом «Wild Seed» (который стал номером 1 в Норвегии), за которым последовал еще один — «Vogts Villa». Кроме того, Харкет очень удачно продвинулся по бизнес-линии. Пол и его жена Лорин сформировали собственную группу, назвав её ''Savoy''.

 

Лишь в 1998-м году ''a-ha'' вновь собираются вместе...

 

(Материал из "Википедии" - свободной энциклопедии на русском, собств. ред.)