1974
''Diamond Dogs'' - восьмой студийный альбом английского музыканта Дэвида Боуи (David Bowie), выпущенный 24-го мая 1974-го года, лейблом 'RCA Records'. Боуи сам продюсировал альбом, записанный в начале 1974-го года на студиях 'Olympic' и 'Island Studios' в Лондоне (London), а также 'Ludolph Studios' в Нидерландах, после распада его группы поддержки ''The Spiders From Mars'' и ухода продюсера Кена Скотта (Ken Scott). Отсутствие Мика Ронсона (Mick Ronson) побудило Боуи лично сыграть почти все гитарные партии в альбоме. К работе над пластинкой, в качестве звукоинженера, подключился Тони Висконти (Tony Visconti), с которым Боуи, до этого, не взаимодействовал четыре года. В дальнейшем, их сотрудничество не прекратится до конца 70-х.
К тому времени, когда летом 1973-го года, Дэвид Боуи записывал свой седьмой студийный альбом ''Pin Ups'', музыкант не был уверен, в каком направлении далее строить свою карьеру. Не желая чтобы Зигги Стардаст полностью определял его личность, он распустил бэк-группу ''The Spiders From Mars'' и расстался с продюсером Кеном Скоттом. По словам биографа Дэвида Бакли (David Buckley), уход Скотта положил конец "классическому "поп-периоду" Боуи и привел его на более экспериментальную территорию и, "вероятно, к большей музыкальной смелости". Во время сеансов ''Pin Ups'' Боуи рассказал журналистам, что хочет создать мюзикл, предложив различные названия, такие как ''Tragic Moments'' ("Трагические моменты") и ''Revenge'' ("Месть"), или ''The Best Haircut I Ever Had'' ("Лучшая стрижка, которая у меня когда-либо была"). Гитарист Мик Ронсон вспоминал: "У него были все эти маленькие проекты... и он не совсем был уверен, чем именно он хочет заниматься".
По словам биографа Криса О'Лири (Chris O'Leary), ''Diamond Dogs'' представляет собой комбинацию из многочисленных проектов, которые Боуи представлял себе в то время. В ноябре 1973-го года Боуи провел интервью с писателем Уильямом С. Берроузом для журнала ''Rolling Stone''. Опубликованное, в феврале 1974-го, интервью дало представление о тогдашних амбициях Боуи. Поклонник методов работы Берроуза и его романа ''Nova Express'' 1964-го года, Боуи рассказал, что начал использовать технику "нарезки" Берроуза, в качестве источника вдохновения. Он также поведал о мюзикле, основанном на Зигги Стардасте, сказав: "В нём сорок сцен и было бы неплохо, если бы персонажи и актеры выучили эти сцены и мы все перетасовывали их в шляпах во второй половине дня представления и просто исполняли в том порядке, в каком они выпадут". Также, Боуи вскользь упомянул об адаптации для телевидения, любимого им, романа Джорджа Оруэлла ''1984''. Он хотел создать театральную постановку по этому роману и начал писать материал, после завершения сессий для альбома ''Pin Ups''. Но ни одному из этих планов так и не суждено было свершиться.
Мюзикл "Зигги Стардаст", который биограф Николас Пегг (Nicholas Pegg) назвал "шагом назад", так и не был реализован, но две песни, написанные для него - "Rebel Rebel" и "Rock 'n' Roll With Me", Боуи оставил для ''Diamond Dogs''. В конце 1973-го года, вдова Джорджа Оруэлла, Соня Оруэлл (Sonia Orwell), отказала Боуи в праве на использование романа ''1984''. Отказ разозлил Дэвида, который, несколько лет спустя, раскритиковал за это Соню в журнале ''Circus''. Она отказывалась допускать какие-либо адаптации работ своего покойного мужа до конца своей жизни. Таким образом, никакие интерпретации не были возможны до ее смерти, случившейся в 1980 году. Не имея шансов использовать роман Оруэлла, Боуи, вдохновившись произведениями Берроуза, решил создать свой собственный апокалиптический сценарий. Концепция новой работы обозначилась первыми треками альбома: "Future Legend" и заглавной песней - ''Diamond Dogs''. И хотя заглавный трек представляет здесь нового персонажа, по имени Хэллоуин Джек (Halloween Jack), Зигги Стардаст по-прежнему присутствует на протяжении всего альбома.
Как уже упоминалось, Боуи сам взялся продюсировать свой новый альбом. В качестве звукорежиссера был приглашен Кит Харвуд (Keith Harwood), ранее работавший на многочисленных сессиях с ''The Rolling Stones'', а также над альбомом ''Houses Of The Holy'' группы ''Led Zeppelin''. Боуи рассказывал, что "был в восторге" от работы Харвуда со "Стоунс". Несмотря на то, что Дэвиду и Киту уже довелось пржде сотрудничать: над альбомом ''All The Young Dudes'' группы ''Mott The Hoople'' (1972) и при записи боуивского сингла "John, I'm Only Dancing" (также 1972-го года), имя Кита Харвуда в альбоме Боуи фигурировало в первые.
После расставания с группой сопровождения ''Spiders From Mars'', Дэвид Боуи также взял на себя обязанности соло-гитариста. В 1997-м году он вспоминал, что практиковался каждый день, зная, что "игра на гитаре должна быть более чем хорошей". Это удивило критииков журнала ''New Musical Express'' Роя Карра (Roy Carr) и Чарльза Шаара Мюррея (Charles Shaar Murray), которые охарактеризовали его старания "колючим, хриплым, полулюбительским звучанием, придавшим альбому большую часть его характерного колорита". Участвовавшие в сессиях к ''Pin Ups'' пианист Майк Гарсон (Mike Garson) и барабанщик Эйнсли Данбар (Aynsley Dunbar) остались работать и в этом альбоме. К ним добавился, на барабанах, Тони Ньюман (Tony Newman), а Херби Флауэрс, ранее игравший в ''Space Oddity'' (1969), был нанят для игры на басу. Алан Паркер (Alan Parker) из ''Blue Mink'' играл на гитаре, в качестве приглашенного, в "1984" и дополнил рифф Боуи в "Rebel Rebel", хотя его участие указано только в "1984". Давний друг Боуи Джефф МакКормак (Geoff MacCormack), ныне более известный как Уоррен Пис (Warren Peace), пел на бэк-вокале.
''Diamond Dogs'' стал важной вехой в карьере Боуи, поскольку воссоединил его с Тони Висконти, который предоставил аранжировки для струнных и помог свести альбом в своей студии в Лондоне. Висконти продолжал со-продюсировать большую часть работ Боуи до конца десятилетия.
В музыкальном плане, ''Diamond Dogs'' стал последним альбомом Боуи в жанре 'глэм-рок', хотя на некоторые песни здесь уже оказали влияние 'фанк' и 'соул', взятые на вооружение Дэвидом в его следующем альбоме ''Young Americans'' (1975). Бакли пишет: "Сделав шаг, определивший его карьеру, Боуи прыгнул с корабля 'глэм-рока' как раз вовремя, прежде чем он превратился в пустую пародию на самого себя". Альбом часто рассматривается как образец английского 'прото-панка', например, по мнению ученого-культуролога Джона Стрэттона (Jon Stratton), который называет его, также, 'пост-глэмом'. Исследователь поп-культуры Шелтон Уолдреп (Shelton Waldrep) описывает его как "чудесно темный 'прото-панк'", в то время как музыкальный журналист С. М. Крокфорд (C. M. Crockford) завляет, что это "глупое, резкое место, где 'панк' и 'арт-рок' встречаются, немного танцуют и расходятся". По мнению Адама Свитинга (Adam Sweeting) из газеты ''The Guardian'', хотя "музыка все еще стоит одной ногой в лагере 'глэм-рока'", альбом знаменует собой точку в карьере Боуи, когда он "начал исследовать разновидность веймарской 'соул'-музыки с щедрой театральной упаковкой", включающей баллады в стиле Бродвея (Broadway), такие, как "Big Brother" и "Sweet Thing". Биограф Николас Пегг (Nicholas Pegg) характеризует альбом как "маниакальное чередование мощного 'гаражного рока' и утонченных апокалиптичксеих баллад с тяжелыми синтезаторами". Другой биограф, Кристофер Сэндфорд (Christopher Sandford), пишет, что помимо общей концепции, многие песни углубляются в 'R & B'. Барри Уолтерс (Barry Walters) из американского электронного журнала ''Pitchfork'' посчитал, что, хотя альбом, по-прежнему, в основном, представляет собой 'глэм-рок', он также содержит элементы 'фанка' и 'соула', рок-оперы, европейской авторской песни и бродвейской музыки.
Ведущим синглом к альбому ''Diamond Dogs'' был назначен ''Rebel Rebel'', выпущенный в Великобритании 15-го февраля 1974-го года. Запись песни началась после Рождества 1973-го, в Лондоне, в 'Trident Studios'. Это стало последним известным визитом Боуи в 'Trident', его основную студию звукозаписи с 1968-го года. Завершена была запись в следующем месяце, в январе 1974-го, 'Ludolph Studios', в Недерхорст-ден-Берг (Nederhorst den Berg), Нидерланды (Netherlands). В студии Боуи сообщил басисту Херби Флауэрсу и приглашенному гитаристу Алану Паркеру, что хочет, чтобы вещь звучала как ''Rolling Stones'', затем взял черный 'Les Paul' Алана и сыграл им. После этого, Паркер усовершенствовал гитарный риф, сочиненный Боуи, добавив нисходящее окончание в конце каждой строки. Позже Боуи сказал: "Это потрясающий рифф! Просто потрясающий! Когда я наткнулся на него, это было "О, спасибо!"". Паркер же уточнил, что Боуи придумал рифф в стиле ''Stones'', чтобы "разозлить" Мика Джаггера (Mick Jagger). Также Паркер был расстроен, узнав, что, в конечном итоге, не был указан в титрах, несмотря на то, что именно он сыграл этот гитарный рифф на записи. Алан заявил: "Я могу отличить свою собственную игру и свой собственный звук, и я знаю, что это я".
Оригинальная версия сингла для Великобритании имела немного другой микс, чем альбомная, а на второй его стороне располагалась песня "Queen Bitch" из альбома ''Hunky Dory'' (1971). В США и Мексике сингл вышел в мае 1974-го, с более короткой версией ''Rebel Rebel'', новой аранжировкой, добавленным бэк-вокалом и дополнительной перкуссией. Би-сайдом здесь бьл трек "Lady Grinning Soul" из ''Aladdin Sane'' (1973).
Сингл ''Rebel Rebel'' имел большой успех, заняв 5-е место в чарте Великобритании, 64-е в американском 'Billboard Hot 100'', достигнув многих высоких показателей в хит-парадах разных стран разных континентов. Получил "золотой" сертификат в Великобритании и Италии. Песня также получила одобрение критиков, будучи признанной сильнейшим 'глэм'-гимном и охарактеризованной как достойное прощание с эрой 'глэма' Боуи. Однако, в качестве главного сингла, ''Rebel Rebel'' мало чем указывал на мрачную атмосферу и темы всего родительского альбома.
14-го июня 1974-го года, уже после альбомного релиза, был выпущен следующий сингл - ''Diamond Dogs'', одноименный лонг-плею. Лирика знакомит слушателя с новой личностью Боуи и его окружением: Хэллоуин Джек (Halloween Jack) живет на вершине заброшенного небоскреба ("Manhattan Chase", также известного как ''One Chase Manhattan Plaza'') в постапокалиптическом Манхэттене. Звучание гитары вновь находится под сильным воздействием ''The Rolling Stones'' и сигнализирует о том, что Боуи отходит от 'глэм-рока' и приближается к звучанию 'прото-панка' с влиянием ''The Stooges''. Многие сочли этот трек нетрадиционным синглом и он достиг в Соединенном Королевстве только 21-го места. По словам критиков ''New Musical Express'' Роя Карра (Roy Carr) и Чарльза Шаара Мюррея (Charles Shaar Murray): "Как потенциальный хит, титульный трек с 'Diamond Dogs' был чем-то вроде несобытия. Слишком длинный, слишком мрачный, слишком сложный, чтобы танцевать под него…". В США сингл не был издан совсем, несмотря на то, что копии для отправки в Великобританию были отпечатаны именно в Соединенных Штатах и обычно таковые завозились на продажу в американские магазины, торгующие импортом. Остается лишь добавить, что стороной 'B' на этой пластинке была версия сингла Боуи 1971-го года "Holy Holy", перезаписанного во время сессий ''Ziggy Stardust'', в том же году.
Третьим синглом стала песня ''1984'' - центральная часть второй стороны оригинального винилового лонг-плея ''Diamond Dogs''. ''1984'' впервые была записана еще во время работы над альбомом ''Aladdin Sane''. Песня публично дебютировала в попурри с "Dodo", под названием "1984/Dodo", в специальном американском телешоу 'The 1980 Floor Show' (позже переименованном в 'Dollars In Drag'), которое было записано в Лондоне с 18-го по 20-е октября 1973-го года. Примерно тогда же была записана студийная версия "1984/Dodo", которая, однако, не издавалась в таком виде до тех пор, пока не появилась в бокс-сете ''Sound + Vision'', в 1989-м году. То была последняя запись Боуи с Миком Ронсоном, Тревором Болдером и продюсером Кеном Скоттом на лондонской 'Trident Studios'. В дополнение к попурри "1984/Dodo", "Dodo" и "1984" также были записаны по-раздельности: "Dodo" - в качестве демо, в сентябре 1973-го и, собственно, "1984" - во время более поздних сессий ''Diamond Dogs''. В альбом, при этом, попала только ''1984'', став единственным опусом, в котором партии гитары полностью сыграл Алан Паркер.
Окончательная версия "1984" была быстрее и веселее, чем в попурри и, по словам энциклопедиста Боуи Николаса Пегга, это был "наиболее очевидный сингл из когда-либо бывших". Однако этот сингл был выпущен только в США, Японии и Новой Зеландии и не попал ни в какие чарты. В Соединенных Штатах и в Новой Зеландии второй стороной сингла был трек ''Queen Bitch'', из альбома ''Hunky Dory'' (1971), а в Японии - ''Lady Grinning Soul'', из ''Aladdin Sane''.
Альбом ''Diamond Dogs'' был выпущен лейблом 'RCA' 24-го мая 1974-го года. имел большой коммерческий успех, заняв 1-е место в Великобритании и в Канаде, 3-е - в Швеции и в Австралии, 4-е - во Франции, 5-е - в Финляндии и в 'Billboard Top LPs & Tape' Соединенных Штатов Америки. Рекламная кампания стоимостью 400 000 долларов, с использованием рекламных щитов на Таймс-сквер (Times Square) и бульваре Сансет (Sunset Boulevard), реклама в журналах, плакаты в метро, объявляющие "Год бриллиантовых собак" и телевизионная реклама, одна из первых, в своем роде, созданных для продвижения поп-альбома, по словам Пегга, увеличила продажи пластинок в США. Также зафиксированы выскокие достижения в различных чартах ряда других стран.
На конверте диска Боуи изображен в виде поразительного гротескного получеловека-полусобаки, изображенного на фоне Нью-Йорка. Он щеголяет своей стрижкой "Зигги Стардаст" и рядом с ним находятся две собаки из "шоу уродов". Работа возникла на основе фотосессии с фотографом Терри О'Нилом (Terry O'Neill). Боуи решил не приглашать для полного оформления обложки ни одного из фотографов, с которыми сотрудничал раньше и, вместо этого, обратился за услугами к бельгийскому художнику Гаю Пеллаэрту (Guy Peellaert), чей недавно опубликованный каталог ''Rock Dreams'' с многочисленными отретушированными и обработанными фотографиями становился все более популярным. Боуи пригласил Пеллаэрта на ту самую фотосессию с О'Нилом, где изображал из себя собаку, заодно прихватив с собой немецкого дога. Затем он спросил Пеллаэрта, не хотел ли бы тот разработать картину для обложки альбома, основанную на идее раскадровки, стилистически похожую на обложку Гая для песни группы ''Rolling Stones'' ''It's Only Rock 'n Roll'', где Дэвид предстал бы в образе получеловека-полусобаки. Пеллаэрт согласился , взяв за основу фон из книги о парке развлечений Кони-Айленда ('Coney Island's Pleasure Park'), которая у него была. Прототипами изображения двух собак, находящихся на картинке позади Боуи, стали эстрадные исполнительницы ''Island's Cavalcade Variety Show'' Альзория Льюис (Alzoria Lewis), известная как "Девушка-черепаха" и Джоанна Диккенс (Johanna Dickens), известная как "Девушка-медведь". Рисунок вызвал споры, поскольку полное изображение на развороте конверта демонстрировало гениталии гибрида. Фирма 'RCA' заретушировала гениталии с обложки, которая использовалась для большинства альбомных релизов. Однако, некоторые оригинальные копии без цензуры попали в обращение во время выхода альбома. Согласно ценовым справочникам американского журнала ''Goldmine'', посвященного коллекционированию вещей, связанных с музыкой, эти экземпляры альбома стали одними из самых дорогих предметов коллекционирования звукозаписи всех времен, продаваясь по стоимости в тысячи долларов США за одну копию.
Альбом ''Diamond Dogs'' получил неоднозначные отзывы музыкальных критиков. Еженедельный британский журнал популярной музыки ''Disc'' сравнил его с "сильно недооцененным" ''The Man Who Sold The World'', полагая, что тот содержит некоторые из лучших песен Боуи и заявив, что это "без сомнения, лучший LP, из тех, что Боуи сделал до сих пор"; в то время как ''Rock Magazine'' нашел его "сильным и эффективным альбомом и, безусловно, самой впечатляющей работой, выполненной Боуи со времен Зигги Стардаста". Мартин Киркап (Martin Kirkup) из английской газеты ''Sounds'' писал: "там, где ''Aladdin Sane'' казался серией инстаматических снимков, сделанных со странных ракурсов, ''Diamond Dogs'' обладает провокационным качеством продуманной картины, в которой используются все более глубокие цвета". Американский ''Billboard'' отметил "более утонченного и эстетичного Боуи", чем в его предыдущих альбомных записях, "что должно усилить его музыкальное присутствие в 70-х". Крис Чарльзуорт (Chris Charlesworth) из британского ''Melody Maker'' назвал альбом "действительно хорошим" и выразил дополнительную похвалу продюсерской работе, сравнив ее с методом производства Фила Спектора (Phil Spector), известным как "стена звука" и отметив, что альбомы Боуи стали вызывать столько же воодушевления и восторгов, как записи ''The Beatles'' в 60-х. Роберт Кристгау (Robert Christgau) из американского ежемесячника ''Cream'' был более критичен, полагая, что Боуи бледно имитирует "театрализованный вокал" Брайана Ферри (Bryan Ferry). Он также отверг текстовое содержание, назвав его "эскапистским пессимизмом, состряпанным из башни удовольствий: ешь, нюхай наркотики и трахайся с маленькими девочками, потому что завтра мы снова станем пиплоидами, но сегодня вечером: как насчет 6,98 долларов за этот кусок пластика? Скажи - нет". Кен Эмерсон (Ken Emerson) из американского издания ''Roling Stone'' дал альбому крайне негативную оценку, назвав его "худшим альбомом Боуи за шесть лет". Он раскритиковал направление, выбранное музыкантом и отсутствие Мика Ронсона, охарактеризовав игру Боуи на гитаре как "дрянную", добавив, к тому же, что "музыка настолько малопривлекательна, что трудно вообще понять, о чем она". Однако, в ретроспективном опросе читателей журнала ''Rolling Stone'', проведенном в 2013 году, ''Diamond Dogs'' был признан "пятым" из лучших альбомов Дэвида Боуи.
Грубый гитарный стиль ''Diamond Dogs'' и видение городского хаоса, детей-мусорщиков и любовников-нигилистов, как считается, предвосхитили "панк-революцию", которая должна была произойти в последующие годы. По словам сотрудника журнала ''Rolling Stone'' Марка Кемпа (Mark Kemp), "смиренный нигилизм альбома вдохновил мрачность и обреченность более поздних готических и индустриальных групп, таких как ''Bauhaus'' и ''Nine Inch Nails''. Биограф О'Лири пишет, что появление Боуи в рекламном ролике "Rebel Rebel" оказало влияние на формирование стилей и взглядов будущих "панков". Он продолжает, что первые британские панки были бывшими поклонниками Боуи и ''Roxy Music'', и песня "Rebel Rebel" является, для них, одновременно и прощанием с Боуи, и данью уважения той эпохе. Обозреватель интернет-журнала ''Punknews'' Крокфорд (C.M. Crockford) также признает влияние альбома на 'панк', заявляя: "Жестокая, любительски скрипящая гитара Боуи, играющая здесь, нашла отклик в звучании 'пост-панк'-групп конца 70-х, а концепция ''Diamond Dogs'' об уличных бандах, бродящих по Лондону, отразилась в ликующем нигилизме ''Sex Pistols''.
Альбом, для ознакомления, можно послушать здесь: David Bowie - Diamond Dogs (p)1974
Выступление Дэвида Боуи с песней ''Rebel Rebel'' в телешоу 'Top Of The Pops', показанное в эфире 4-го марта 1974-го года.
Поскольку специального видеоклипа на эту песню (равно как и на другие треки из альбома ''Diamond Dogs'') сделано не было, этот ролик, фактически, стал считаться официальным видео.
1. David Bowie - Rebel Rebel (from ''Rebel Rebel single)