1973
''Pinups'' (также известный как ''Pin Ups'' и ''Pin-Ups'') - седьмой студийный альбом английского музыканта Дэвида Боуи (David Bowie), выпущенный 19-го октября 1973-го года, фирмой 'RCA Records'. Задуманный как релиз для исполнения обязательств перед звукозаписывающим лейблом, является альбомом каверов, в который вошли песни британских групп 1960-х годов, оказавших влияние на Боуи в подростковом возрасте. В данном случае, это ансамбли ''Pretty Things'', ''Them'', ''The Yardbirds'', ''Pink Floyd'', ''The Mojos'', ''The Who'', ''The Easybeats'', ''The Merseys'' и ''The Kinks''. Структура записанных треков, в-основном, осталась не измененной по отношению к оригиналам, хотя песни здесь исполнены в стилях глэм-рок и прото-панк.
Двое участников бэк-группы Дэвида ''Spiders From Mars'', по-прежнему внесли свой вклад в музыку: Мик Ронсон (Mick Ronson) - гитара, пианино, вокалы, аранжировки и Тревор Болдер (Trevor Bolder) - бас-гитара; в то время как Мика Вудманси (Mick ''Woody'' Woodmansey) заменил на барабанах Эйнсли Данбар (Aynsley Dunbar). Сам же Боуи пел, играл на гитаре, тенор- и альт-саксофонах, губной гармонике, муг-синтезаторе, создавал аранжировки. В записи было задействовано несколько приглашенных музыкантов.
Лицевая обложка альбома, с изображением Боуи и супермодели 1960-х годов Твигги (Twiggy), была сделана в Париже, в середине звукозаписывающих сессий и первоначально планировалась для использования в модном журнале 'Vogue'.
''Pinups был первым из двух планировавшихся альбомов "ностальгии 60-х". Боуи хотел выпустить еще и второй, где собирался исполнить каверы на своих любимых американских исполнителей, но этого так и не случилось. Также, Боуи рассматривал возможность продолжения ''Pin Ups'': он составил список песен, которые хотел бы записать. Некоторые из них появились на его более поздних релизах ''Heathen'' (2002) и ''Reality'' (2003).
К 1973-му году Дэвид Боуи достиг пика своего коммерческого успеха. По словам биографа Дэвида Бакли (David Buckley), в конце июля 1973-го, пять из шести альбомов Боуи находились в 'Top - 40', причем три из них - в 'Top - 15', что было "беспрецендентным подвигом" для сольного исполнителя. Последний из лонг-плеев, ''Aladdin Sane'', вышел в апреле, но руководство лейбла 'RCA Records' желало, чтобы новый альбом был выпущен еще до Рождества. Только что завершив 'Ziggy Stardust Tour', Боуи был утомлен плотным гастрольным графиком. Его тогдашний менеджер, Тони Дефрис (Tony Defries), вел переговоры о более высоких гонорарах с музыкальным издателем и рекомендовал не записывать никаких новых композиций, пока переговоры не будут завершены. И хотя Боуи собирался сделать своим следующим проектом адаптацию романа Джорджа Оруэлла (George Orwell) ''Nineteen Eighty-Four'', изданного в 1949-м году, все же он разработал план записи внеочередного альбома, который, по замыслу, должен был содержать кавер-версии.
В последний день тура, 3-го июля 1973-го года, Боуи неожиданно объявил, что "это последнее шоу, которое мы когда-либо будем делать". Вскоре прояснилось, что это означало упразднение Дэвидом Боуи персонажа Зигги Стардаста. Однако объявление стало полной неожиданностью не только для публики, но также и для участников бэк-группы ''Spiders From Mars'', Тревора Болдера и Мика Вудманси, которые ни о чем не были уведомлены заранее. Произошедшее создало напряженность между ними и Боуи. Отношения еще больше ухудшились, когда стало известно, что Майку Гарсону (Mike Garson), игравшему на фортепиано в ''Aladdin Sane'', платили больше, чем "Паукам", которые получали столько же, сколько и до того, как Боуи стал "звездой". Впоследствии, Гарсон сообщил Вудманси по телефону, что его услуги больше не требуются. Майку Гарсону и Мику Ронсону были гарантированы рабочие места на записи нового альбома, наряду с участниками ''Aladdin Sane'' - саксофонистом Кеном Фордхэмом (Ken Fordham) и бэк-вокалистом Джеффри МакКормаком (Geoffrey Alexander MacCormack). Сессионный барабанщик Эйнсли Данбар заменил Вудманси, а Тревор Болдер был приглашен обратно после того, как басист Джек Брюс (Jack Bruce) из ''Cream'' отказался присоединиться к новому составу бэк-группы.
По словам другого биографа, Николаса Пегга (Nicholas Pegg), ''Pinups'' был данью уважения Боуи исполнителям, вдохновлявшим его в подростковом возрасте. Как объяснил сам Боуи: "Это всё группы, которые я посещал и слушал в клубе ''The Marquee'', в период с 1964-го по 1967-й. Все эти записи есть у меня дома". Со слов еще одного биографа, Криса О'Лири (Chris O'Leary), Боуи выбрал треки для альбома, просмотрев стопку сорокапяток в своих комнатах, в отеле 'Hyde Park', перед отъездом во Францию. Музыкант Скотт Ричардсон (Scott Richardson), фанат ''Pretty Things', убедил Боуи сделать кавер на две их песни. Среди прочих выбранных исполнителей были ''The Yardbirds'', ''The Kinks'', ''Pink Floyd'' и ''The Who'', которых О'Лири называет настоящими вдохновителями музыки Боуи. Также, Боуи рассматривал возможность перезаписи своей собственной песни-сингла 1966-го года, "The London Boys", но от этой идеи, в конечном счете, пришлось отказаться.
Альбом ''Pinups'' записывался в течение трех недель, с июля по август 1973-го, в замке Эрувиль (Château d'Hérouville), находящемся в селении с тем же названием (Hérouville), расположенном к северо-западу от Парижа (Paris), во Франции (France). Замок стал популярным после того, как Элтон Джон (Elton John) записал в нем свой альбом ''Honky Château'' 1972-го года. Только что закончив там альбом ''Tanx'', фронтмен группы ''T. Rex'' Марк Болан (Marc Bolan) порекомендовал Боуи расположенную в замке студию.
Продюсировался ''Pinups'' Дэвидом Боуи, совместно с Кеном Скоттом (Ken Scott), что стало последним их сотрудничеством. О'Лири пишет, что, в качестве репетиции, группа несколько раз играла оригинальный трек перед тем, как начать его записывать. Эмоциональная напряженность во время сессий была весьма высокой. Болдер, полагая, что он никому больше не нужен, быстро отработал свои басовые партии и ушел. Тем временем, Ричардсон вспоминал, как переутомлялся Мик Ронсон: "Он делал всё в студии: настраивал инструменты каждого, работал над всеми аранжировками... он испытывал огромную нагрузку". Также, Ронсон стал опасаться за свое будущее после краха "Пауков". Кен Скотт, в дополнение к давлению со стороны управляющей компании, побуждавшей его покинуть таковую, поскольку начальство не платило ему приличных гонораров, столкнулся с личными проблемами, поскольку Боуи, опять же по словам О'Лири, "все более отдалялся и вел себя в студии агрессивно".
Во время сессий была записана версия песни "White Light / White Heat" группы ''Velvet Underground'', но она так и не была выпущена. Боуи подарил бэк-трек этой песни Ронсону, который после использовал его для своего сольного альбома 1975-года ''Play Don't Worry''. Также была предпринята попытка записи песни ''Beach Boys'' - "God Only Knows", однако этот номер был оставлен без внимания.
В качестве ведущего сингла, осенью 1973-го года, был запущен ''Sorrow'', с треком ''Amsterdam'' на второй стороне. ''Sorrow'' - песня авторов Боба Фельдмана (Bob Feldman), Джерри Голдштейна (Jerry Goldstein) и Ричарда Готтерера (Richard Gottehrer), впервые записанная, в 1965-м году, рок-группой ''The McCoys'', использовавшей ее в качестве би-сайда к своему синглу ''Fever'', в свою очередь, тоже являющемуся кавер-версией. Однако, песня ''Sorrows'' стала большим хитом в Соединенном Королевстве чуть позднее, уже в исполнении группы ''The Merseys'', заняв 4-е место в чарте 28-го апреля 1966-го года. Строчка "with your long blonde hair and your eyes of blue" ("c твоими длинными светлыми волосами и голубыми глазами") впоследствии использовалась в песне "It's All Too Much", квартета ''The Beatles'', вошедшей в их альбом 1969-го года ''Yellow Submarine''.
Римейк песни ''Sorrow'' в исполнении Дэвида Боуи, ставший единственным синглом к альбому ''Pinups'', достиг №3 в британском чарте и оставался в списке в течение 15-ти недель. Также, он стал хитом №1 в Австралии, где возглавлял чарты в течение двух недель, в феврале 1974-го. В Ирландии сингл стал №2. Сторона 'B', ''Amsterdam'', является кавером на песню Жака Бреля (Jacques Brel), которую Боуи исполнял вживую с 1968-го года. Эта вещь никогда не предполагалась в качестве альбомного трека, но была использована в виде би-сайда, поскольку вполне соответствовала песне ''Sorrow''. Во Франции ''Amsterdam'' была заявлена как сторона 'A' сингла.
Релиз ''Pin Ups'' состоялся 19-го октября 1973-го, всего через шесть месяцев после появления предыдущего альбома Боуи ''Aladdin Sane'' и совпал с выпуском альбома каверов Брайана Ферри (Bryan Ferry) ''These Foolish Things''. Поскольку Ферри записал свой альбом за несколько недель до того, как Боуи начал работу над ''Pin Ups'', Брайан был раздражен предполагаемым копированием его проекта, назвав его "плагиатом". По некоторой информации, он даже якобы обратился к своему лейблу 'Island Records' с просьбой подать судебный иск, имеющий целью запретить выпуск ''Pin Ups'' до выхода ''These Foolish Things''. Вопреки вышеизложенному, вездесущий О'Лири пишет, что Боуи позвонил Ферри, чтобы сообщить ему о ''Pin Ups'' и даже попросил разрешения записать одну из песен ''Roxy Music''. Позднее, Ферри признался: "Сначала я немного опасался, но запись Боуи оказалась совсем непохожей. Я сам всегда очень хотел отличаться от других людей... и пробивать свою собственную дорогу". В итоге, оба альбома были выпущены, как и планировалось и попали в чарты в один и тот же день, 3-го ноября 1973-го года.
Поскольку, в Великобритании ''Pinups'' пришелся на пик популярности Боуи, было издано 150 000 предварительных копий альбома, что на 50 000 больше, чем у ''Aladdin Sane''. После выпуска, ''Pinups'' провел 39 недель в британском альбомном чарте и добрался до первого места, оставаясь на нем в течение пяти недель, таким образом, сравнявшись, по достижениям, с тем же ''Aladdin Sane''. Вследствие чего, общее количество альбомов Боуи, находящихся одновременно в британском чарте, достигло шести. В США альбом достиг 23-го места в чарте 'Billboard Top LPs & Tape' и оставался в нем 21 неделю. По некоторым сведениям, к Рождеству 1973-го года, альбом Дэвида Боуи ''Pinups'' продавался тиражом 30 000 копий в неделю.
Вопреки успеху коммерческому, ''Pin Ups'' получил, в основном, негативные отзывы музыкальных критиков, многие из которых ругали получившиеся каверы за то, что они, в целом, уступают своим оригинальным аналогам. Грег Шоу (Greg Show) из американского журнала ''Rolling Stone'', дал альбому неблагоприятную оценку, написав: "Хотя многие треки превосходны, ни один из них не может сравниться с оригиналом". Он, также, посчитал, что все номера получились недоработанными, а вокальное исполнение Боуи назвал "настоящим провалом" для альбома, полагая, что "чрезмерно манерный голос" оказался "смехотворно слабым несоответствием материалу", и что песни смикшированы слишком высокочастотно, для того, чтобы можно было придать им "остроту" и "ударность", необходимые для эффективного восприятия. Завершая свой обзор, он добавляет: "Несмотря на то, что ''Pinups'' может считаться провальным, все же, это - сборник замечательных песен, большинству из которых дана более, чем адекватная и с неизменной любовью выполненная трактовка. Возможно, самый справедливый вывод, который можно сделать, заключается в том, что Боуи просто не может петь по-другому, он сделал все, что мог и результат не так уж и плох".
Музыкальный критик Иэн МакДональд (Ian MacDonald), из британского журнала ''New Musical Express'', выразил аналогичные чувства. Он заметил, что каверы не имеют большого значения, если исполняются почти без отличия от оригиналов. В конце концов, он согласился с тем, что пластинка не оправдала ожиданий и предсказал: "Если Боуи не даст себе пинка под зад, я не могу предвидеть ничего, кроме разочарования в его творчестве, в ближайшие несколько лет". Британский музыкальный еженедельник ''Sounds'' также отреагировал негативно, заявив, что Боуи "использовал 'R&B' как опору, а не как трамплин". Американский журнал ''Billboard'' отреагировал положительно, заявив, что "в этой музыке есть юмор, если вы хотите воспринимать ее как взгляд назад, по музыкальному времени". Американский же ветеран критики Роберт Кристгау (Robert Christgau), в своем "Путеводителе по звукозаписям" (''Christgau’s Record Guide''), нашел идею пластинки хорошей, но ее реализацию, в целом, некачественной. А вот его соотечественник, музыкальный критик и радиоведущий Роберт Хилберн (Robert Hilburn), дал альбому весьма положительный отзыв в газете ''Los Angeles Times''. Описав его как "легкий, неприхотливый, энергичный альбом", он назвал ''Pin Ups'' одним из самых привлекательных альбомов года" и заслуживающим особого внимания.
Альбом, для ознакомления, можно послушать здесь: David Bowie - Pinups (p)1973
Ремастированная версия: David Bowie - Pinups (p)1973 (2015 Remastered)
Видео с песней ''Sorrow'', снятое в октябре 1973-го года, в рамках специального 'The 1980 Floor Show'.
1. David Bowie - Sorrow (from Sorrow'' single)
'The 1980 Floor Show' - рок-музыкальное представление, с участием английского рок-музыканта Дэвида Боуи (David Bowie), в качестве главного героя, дававшееся в клубе 'Marquee', в Сохо (Soho), Лондон (London), с 18-го по 20-е октября 1973-го года.
Шоу транслировалось в США, на канале 'NBC', 16-го ноября 1973-го, в рамках эстрадного сериала ''The Midnight Special'' и олицетворяло собой последнее выступление Боуи в роли его персонажа Зигги Стардаста (Ziggy Stardust).
В программу представления входили песни из альбомов ''Aladdin Sane'' и ''Pin Ups'', а также попурри из песен ''1984'' и ''Dodo''. Название шоу было игрой слов, отсылающей к ''1984'' и "представлениям среди публики" ("floor shows"), запечатлев, таким образом, переходный момент между гламурной научной фантастикой прошлогоднего альбома "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars" и мрачной антиутопией альбома ''Diamond Dogs'', выпущенного шесть месяцев спустя. Живая аудитория состояла из двухсот членов фан-клуба.
В спектакле, в качестве гостя, принимала участие французская певица, актриса и модель Аманда Лир (Amanda Lear), которую мы видим на экране как раз во время исполнения песни ''Sorrow''.
P.S. По окончанию песни, автор, ремастировавший видео, добавил бонус, в виде маленькой репетиционной сценки, с Дэвидом Боуи и Амандой Лир, не транслировавшейся в свое время.