Меню

1975

 

''Young Americans'' - девятый студийный альбом английского музыканта Дэвида Боуи (David Bowie), выпущенный 7-го марта 1975-го года лейблом 'RCA Records'. Альбом ознаменовал собой отход от стиля "глэм-рок", свойственного предыдущим работам Боуи, продемонстрировав интерес исполнителя к музыке "соул" и ''ритм-н-блюз''. Обозреватели охарактеризовали пластинку как "голубоглазый соул" (''blue-eyed soul''), сам же Дэвид назвал ее звучание "пластиковым соулом" ("plastic soul").

 

В начале 1974-го года Боуи написал соул-песню "Take It in Right", в качестве сингла для шотландской певицы Лулу (Lulu). И хотя запись так и не состоялась, во время продюсерских сессий в Нью-Йорке он познакомился с фанк-гитаристом Карлосом Аломаром (Carlos Alomar), который стал проводником Боуи в "черную" американскую музыку и в течение следующих четырнадцати лет был руководителем группы Боуи. До того, как они встретились, Аломар был сессионным музыкантом в театре "Аполло" (''Apollo Theater''), играя с такими музыкантами, как Джеймс Браун (James Brown), Чак Берри (Chuck Berry) и Уилсон Пикетт (Wilson Pickett). Биограф Николас Пегг (Nicholas Pegg) пишет, что еще за десять лет до этого одной из любимых пластинок Боуи была ''Live At The Apollo'' (1963) Брауна, поэтому встреча с музыкантом, игравшим в "Аполло", стала для Дэвида сбывшейся мечтой. Несмотря на то, что Аломар прежде никогда не слышал о Боуи, когда он встретились, у них сразу же установились сотруднические отношения, которым суждено было длиться почти пятнадцать лет.

 

К концу первого этапа своего тура ''Diamond Dogs'', в июле 1974-го года, Боуи обосновался в "Башенном Театре" ('Tower Theater'), в городке Аппер-Дарби (Upper Darby), штат Пенсильвания (Pennsylvania), где записал концертный альбом ''David Live'' (1974). Во время своего пребывания там, он посетил звукозаписывающую студию 'Sigma Sound Studios', в Филадельфии (Philadelphia), чтобы поработать над записями американской певицы Авы Черри (Ava Cherry), с которой у него, в то время, предположительно, был роман. Владели "Сигмой" дуэт авторов песен и продюсеров Кеннет Гэмбл (Kenneth Gamble) и Леон Хафф (Leon Huff), сновавшие, в 1971-м году, собственный лейбл 'Philadelphia International Records', ставший пристанищем для многих известных чернокожих американских музыкантов. По окончании первого этапа своего концертного тура, Боуи вернулся в Нью-Йорк, чтобы смикшировать ''David Live'', где запросил список "черных" альбомов для прослушивания, в рамках подготовки к своему возвращению в 'Sigma Sound'.

 

В качестве сопровождающего коллектива, Боуи хотел пригласить ''MFSB'' (''Mother Father Sister Brother'') - ритм-группу, состоящую из более чем тридцати сессионных музыкантов, базирующихся на студии 'Sigma Sound' и тесно сотрудничающих с Гэмблом и Хаффом. Однако, за исключением перкуссиониста Ларри Вашингтона (Larry Washington), все участники ансамбля были заняты и потому Дэвиду пришлось отправиться для набора своей группы в Нью-Йорк. В итоге, на запись были приглашены: пианист Майк Гарсон (Mike Garson), саксофонист Дэвид Санборн (David Sanborn) и перкуссионист Пабло Росарио (Pablo Rosario), работавшие в туре ''Diamond Dogs'', основным гитаристом стал Карлос Аломар, а гитарист Эрл Слик (Earl Slick), также игравший в турне, был временно "уволен". По предложению Аломара, Боуи нанял бывшего барабанщика группы ''Sly And The Family Stone'' Энди Ньюмарка (Andy Newmark), заменив им Тони Ньюмана (Tony Newman) и взял басиста Вилли Уикса (Willie Weeks) из ''The Isley Brothers'', вместо Херби Флауэрса (Herbie Flowers). Когда Боуи сообщил Тони Висконти (Tony Visconti), находящемуся в это время в Лондоне, об участии Уикса, Висконти немедленно вылетел в Нью-Йорк, объяснив: "Я сам - басист и Уикс был моим кумиром". Уже упомянутая Ава Черри, жена Аломара Робин Кларк (Robin Clark) и, тогда еще совсем неизвестный, певец Лютер Вандросс (Luther Vandross) оказались в числе исполнителей бэк-вокалов.

 

Первые пробы, в 'Sigma Sound', были сделаны 8-го августа 1974-го года, но официально работа началась через три дня после прибытия Висконти. До Филадельфии, большую часть своей карьеры, Боуи имел опыт звукозаписи в Великобритании, где методы записи отличались от тех, что использовались в Штатах. В британских студиях 'Olympic' и 'Trident', звукоинженеры применяли эквалайзеры и реверберацию сразу во время записи, чтобы эффекты были слышны уже при первом воспроизведении. Однако, в 'Sigma Sound' никакие эффекты во время записи не применялись, добавляясь, вместо этого, только на этапе микширования. В результате, Боуи, поначалу, был сбит с толку, когда прослушивал полученные записи, поскольку, по словам биографа Криса О'Лири (Chris O'Leary), он "годами не слышал своего "необработанного" голоса на пленке".

 

Тони Висконти вспоминал так: "Боуи, в-основном, исполнял "живой" вокал и, хотя все песни были уже сочинены, со временем они сильно переделывались. Ничего не было организовано заранее, получился один огромный джем-сейшн".

 

"Take It In Right", переименованная в "Can You Hear Me?", была одной из первых песен, записанных для альбома 13-го августа. Сессии проходили быстро, на их завершение ушло всего две недели. На раннем этапе было решено записать как можно большую часть альбома вживую, чтобы вся группа музыкантов играла вместе, включая вокал Боуи и получался бы единый непрерывный дубль для каждой песни. По словам Висконти, альбом содержит "около 85% "живого" Дэвида Боуи". В это же время, быстро росла кокаиновая зависимость Боуи и, в результате, он не спал днями и ночами, записываясь, пока группа отдыхала. По версии биографа Пегга, один из музыкантов рассказывал, как Боуи "несколько часов ждал доставки кокаина из Нью-Йорка и не приступал к работе, пока товар не привезут". Употребление кокаина повлияло на голос Боуи, создав то, что сам Дэвид назвал "настоящим скрипучим звуком", который мешал ему петь более высокие ноты. Тем не менее, Боуи считал, что в альбоме звучат самые высокие ноты, которые он когда-либо пел на записи.

 

Сеансы звукозаписи в 'Sigma Sound' были очень продуктивными, результатом чего стали многочисленные наработки, в числе которых: "After Today", "Who Can I Be Now?", "It's Gonna Be Me", переигровка песни "John, I'm Only Dancing" (под названием "John, I'm Only Dancing (Again)"), "Lazer", "Shilling the Rubes", отбракованные перезаписи песен Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) "It's Hard To Be A Saint In The City" и "Too Fat Polka".

 

После августовских сессий, Боуи очень хотелось исполнить свежие наработки вживую. В результате, вторая половина тура ''Diamond Dogs'', продлившаяся со 2-го сентября по 1-е декабря 1974 года, получила название ''Soul Tour'' из-за влияния нового материала. Шоу были сильно изменены, в них больше не использовались сложные декорации, отчасти из-за того, что Боуи устал от дизайна и больше жаждал исследовать создаваемое им новое звучание. Песни, исполняемые в предыдущем этапе тура были исключены и добавлены новые, в том числе из предстоящего альбома.

 

В это время был снят документальный фильм, отображающий Боуи в ходе турне в Лос-Анджелесе. В нем использовалась смесь эпизодов, отснятых в отелях и лимузинах и концертных записей, большая часть которых взята из шоу в Лос-Анджелесском ''Universal Amphitheatre'' 2-го февраля. Фильм ''Cracked Actor'' режиссера Алана Йентоба (Alan Yentob), транслировавшийся на канале 'BBC One' в Великобритании 26-го января 1975-го года, известен тем, что является основным источником видеоматериалов тура ''Diamond Dogs'', а также показывает упадок психического состояния Боуи, в этот период, из-за его растущей кокаиновой зависимости. Хотя ''Cracked Actor'' так и не удостоился официального релиза, биограф Пегг называет его "возможно, лучшим документальным фильмом о Дэвиде Боуи". Побывав на предварительном показе киноленты, режиссер Николас Роэг (Nicolas Roeg) немедленно связался с Боуи, чтобы обсудить роль в фильме "Человек, который упал на землю" (1976).

 

29-го октября 1974-го года Боуи появился на шоу Дика Каветта (''The Dick Cavett Show''), где исполнил "1984", "Young Americans" и версию "Footstompin'''. Во время интервью Дэвид явно был под действием наркотиков, едва мог говорить и постоянно шмыгал носом.

 

Возвратившись в Филадельфию еще во время второй части тура, в ноябре 1974-го года, Боуи и Висконти воспользовались возможностью добавить наложения и начать сведение. Запись привлекла внимание местных фанатов, которые повадились, во время сессий, ждать своего кумира вне студии. Дэвид наладил отношения с этими фанами, которых он стал называть ''Sigma Kids''. В последний день записи ''Sigma Kids'' были приглашены в студию, чтобы послушать черновые версии новых песен.

 

По завершении тура ''Soul'', в декабре 74-го, Боуи, Висконти и Аломар перебазировались в Нью-Йорк, на студию 'Record Plant', чтобы записать две новые песни: "Fascination" и "Win". В этот момент Боуи поведал британскому музыкальному журналу ''Disc'' о том, что грядущий альбом будет назван "Fascination", в честь одной из недавно записанных песен. Два трека из подготовленных ранее были заменены новыми и Висконти, посчитавший, что альбом полностью составлен, вернулся в Лондон, чтобы продолжить микширование. Боуи остался в Нью-Йорке, занявшись сведением отдельно, со штатным звукоинженером Гарри Маслином (Harry Maslin).

 

В это время, бывший член ''The Beatles'' Джон Леннон (John Lennon) также трудился на студии 'Record Plant', над своим альбомом кавер-версий 1975-го года, названном ''Rock 'n' Roll''. Леннон, переживавший тогда свой знаменитый период "потерянных выходных", ранее встречался с Боуи в Лос-Анджелесе, на вечеринке, устроенной актрисой Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor) в сентябре 1974-го. Они связались и решили записаться вместе. Собравшись в нью-йоркской 'Electric Lady Studios', в январе 1975-го, музыканты записали ''Fame'' и кавер на "битловскую" песню Леннона "Across The Universe". В отсутствие Висконти сессию продюсировали Боуи и Маслин. Наряду с Карлосом Аломаром, Боуи пригласил гитариста Эрла Слика и барабанщика Денниса Дэвиса (Dennis Davis), уже участвовавших в его записях, а также басиста Эмира Ксасана (Emir Ksasan) из группы сопровождения ''Soul Tour''. Новичками были перкуссионист Ральф Макдональд (Ralph MacDonald) и бэк-вокалистки Джин Файнберг (Jean Fineberg) и Джин Миллингтон (Jean Millington).

 

В целом, сведение альбома, получившего, все же, название ''Young Americans'', было завершено 12-го января 1975-го года. Однако, две недели спустя, Боуи позвонил Висконти и затеял разговор по поводу сотрудничества с Джоном Ленноном. По словам биографа Пегга, Дэвид извинился и спросил, можно ли заменить пару треков на "Across The Universe" и "Fame". В результате, из альбома были вытеснены "Who Can I Be Now?" и "It's Gonna Be Me". Комментируя замену, Висконти сказал: "Прекрасные песни и мне стало плохо, когда он решил их не использовать. Думаю, что содержание песен, которые он не очень хотел выпускать, было несколько личным, хотя они были настолько туманными, что думаю, даже я вряд ли знал о чем в них говорилось!".

 

Для оформления обложки альбома, Боуи сперва собирался заказать картину у американского художника и иллюстратора Нормана Рокуэлла (Norman Rockwell), но отказался от этой затеи, когда услышал, что тому потребуется по меньшей мере шесть месяцев, чтобы выполнить работу. По словам Пегга, еще одной отвергнутой идеей был портрет Боуи в полный рост, в "лётном костюме" и белом шарфе, стоящего перед американским флагом и поднимающего бокал. Выбранная, в итоге, фотография обложки - портрет Боуи с задней подсветкой и аэрографией, была сделана в Лос-Анджелесе 30-го августа 1974-го года фотографом Эриком Стивеном Джейкобсом (Eric Stephen Jacobs). Взяв за основу эту фотографию, внештатный графический дизайнер из Нью-Йорка Крейг ДеКэмпс (Craig DeCamps) разработал окончательный вариант обложки.

 

Лейбл 'RCA' выпустил заглавную песню, ''Young Americans'', в качестве ведущего сингла, 21-го февраля 1975-го года. В европейском релизе на второй стороне располагался трек "Suffragette City", из альбома ''The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars'' (1972). В Америке сингл появился в отредактированном виде, продолжительностью 3:11, без двух куплетов и припева, со второй стороной в виде трека ''Knock On Wood'', взятого из альбома ''David Live'' (1974).

 

Запись песни "Young Americans" началась в 'Sigma Sound Studios', в Филадельфии, штат Пенсильвания, в первые дни работы над альбомом, 11-го или 13-го августа 1974-го года. Дополнительная запись состоялась позже, в ноябре.

 

В отличие от других вещей, записанных на 'Sigma Sound', структура песни, в основном, была придумана еще до начала пробных сессий. Госпел- и соул- аранжировки для бэк-вокалов, в припевах, были придуманы Лютером Вандроссом, который выстроил их вместе с Робин Кларк и охотно предоставил Боуи. Среднюю часть песни Боуи сочинил после того, как весной 1974-го года, посещая различные клубы Нью-Йорка узнал, что ди-джеям нравятся синглы с "брейкдаунами", такие как ''Girl You Need A Change Of Mind'' американского исполнителя Эдди Кендрикса (Eddie Kendricks).

 

Достигнув 18-го места в британском чарте и 28-го места в американском 'Billboard Hot 100', сингл "Young Americans" ознаменовал собой некоторый спад популярности Боуи на британских позициях, но стал прорывом в США, оказавшись его первым появлением в американском 'Top-40' со времен "Space Oddity" в 1973-м году, что значительно повысило авторитет артиста в этой стране. Исполнение Дэвидом песни ''Young Americans'' на ток-шоу Дика Каветта ('The Dick Cavett Show') 2-го ноября 1974-го года, использовалось в качестве рекламы и транслировалось на канале 'BBC', в программе 'Top Of The Pops', 21-го февраля 1975-го года.

 

Как уже упоминалось, песня ''Fame'', сочиненная Боуи, Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, была записана в 'Electric Lady Studios', в Нью-Йорке, в январе 1975-го года. Однако, в качестве сингла она была реализована только в июле 1975-го, уже после выхода альбома "Young Americans". Источники расходятся во мнениях о том, как ''Fame'' появилась в студии, но биографы Петер Доггетт (Peter Doggett) и Николас Пегг пишут, что это было результатом "счастливых" случайностей. Во время той самой совместной январской однодневной сессии, Карлос Аломар разработал гитарный рифф для кавера Боуи на песню "Footstompin'' группы ''The Flairs'', работу над которым Дэвид считал пустой тратой времени. Присутствовавший в студии Леннон, начал петь ''aim'' поверх риффа, а Боуи превратил это в ''Fame'' и, таким образом получился припев. Затем они, вдвоем, дописали остальной текст для песни. Однако, по словам Доггетта, Леннон сделал "самый наименьший вклад в лирику", которого, все же, оказалось достаточно для того, чтобы считать его соавтором. Позже, Боуи сказал, что Леннон был "энергией" и "вдохновением" для "Fame" и именно этим заслужил признание соавторства. ''Fame'' получилась фанк-песней, отражающей озабоченность Боуи (и Леннона) проблемами славы и "звёздности", включая "жадных до денег менеджеров, бездумное преклонение, нежелательное окружение и пустоту образа жизни, проводимой в лимузине".

 

Песня имела большой коммерческий успех в Северной Америке, став первым синглом Боуи, возглавившим как американский 'Billboard Hot 100', так и канадский чарт синглов. Также, ''Fame'' стал одним из самых успешных синглов года, получив 7-е место в рейтинге 'Billboard Year-End Hot 100'. Однако в Европе он имел меньший успех, достигнув в 'UK Singles Chart' только 17-го места. Би-сайдом сингла повсеместно был альбомный трек под названием ''Right''.

 

Альбом ''Young Americans'' был издан лейблом 'RCA' 7-го марта 1975-го года. Он достиг 9-й строки в американском 'Billboard Top LP & Tape' и оставался в этом чарте 51-у неделю. В британском альбомном чарте альбом продержался 17 недель, добившись 2-го места, уступая первое только сборнику ''20 Greatest Hits'' Тома Джонса (Tom Jones).

 

''Young Americans'' получил и продолжает получать неоднозначные отзывы музыкальных критиков. Сам Боуи на протяжении всей своей жизни испытывал смешанные чувства по поводу этого альбома. Тем не менее, биографы считают ''Young Americans'' одной из самых влиятельных пластинок Боуи, в основном отмечая Дэвида как одного из первых белых музыкантов той эпохи, открыто увлекавшихся "черными" музыкальными стилями.

 

Альбом, для ознакомления, можно послушать здесь:  David Bowie - Young Americans (p)1975

Ремастированная версия:  David Bowie - Young Americans (2016 Remastered)

 

Дэвид Боуи представляет песню ''Young Americans'' на шоу Дика Каветта, конец 1974-го года.

 

1. David Bowie - Young Americans (Live at the Dick Cavett Show, 1974)